В. Д. Менделевича
Руководство по аддиктологии
2007.—768 с. ISBN 5-9268-0543-0
Взаимодействие индивида с реальностью и типы девиантного поведения
В основе оценки девиантного поведения человека — анализ его взаимодействий с реальностью, поскольку главенствующий принцип нормы — адаптивность— исходит из приспособления (адаптивности) по отношению к чему-то и кому-то, т. е. реальному окружению индивида. Взаимодействия индивида и реальности можно представить несколькими способами
При противодействии реальности индивид активно пытается разрушать ненавистную ему действительность, изменять ее в соответствии с собственными установками и ценностями. Он убежден, что все проблемы, с которыми он сталкивается, обусловлены факторами действительности, и единственный способ достижения целей — это борьба с действительностью, попытка переделать реальность под себя или максимально извлечь выгоду из нарушающего нормы общества поведения. При этом ответом со стороны действительности по отношению к такому индивиду становится также противодействие, изгнание или попытка изменить индивида, подстроить его под требования реальности. Противостояние реальности встречается при криминальном и делинквентном поведении. Например, употребление наркотических средств может быть обусловлено желанием подростка продемонстрировать собственную независимость от окружающих (взрослость) или даже назло родным.
Болезненное противостояние реальности обусловлено признаками психической патологии и психопатологическими расстройствами, когда окружающий мир предстает враждебным в связи с субъективным искажением его восприятия и понимания. Симптомы психического заболевания нарушают возможность человека адекватно оценить мотивы поступков окружающих, и вследствие этого эффективное взаимодействие с окружением становится затруднительным. Если при противостоянии реальности здоровый человек осознанно выбирает путь борьбы с действительностью, то при болезненном противостоянии у психически больного человека данный способ взаимодействия — единственный и вынужденный.
Способ взаимодействия с действительностью в виде ухода от реальности осознанно или неосознанно выбирают люди, расценивающие реальность негативно и оппозиционно, считающие себя неспособными адаптироваться к ней. Они могут также ориентироваться на нежелание приспосабливаться к действительности, «не заслуживающей того, чтобы к ней приспосабливались» по причине несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенно антигуманной деятельности. Уход в мир наркотического дурмана — одна из разновидностей ухода от реальности.
Игнорирование реальности проявляется автономизацией жизни и деятельности человека, когда он не принимает в расчет требования и нормы реальности, существуя в собственном узкопрофессиональном мире. При этом не происходит ни столкновения, ни противодействия, ни ухода от реальности. Стороны существуют как бы сами по себе. Подобный вариант взаимодействия с реальностью довольно редок и встречается лишь у небольшого числа повышенно одаренных, талантливых людей с гиперспособностями в какой-либо одной области.
Гармоничный человек, как было показано выше, выбирает приспособление к реальности. Однако нельзя однозначно исключать из ряда гармоничных индивидов лиц, использующих, к примеру, способ ухода от реальности. Это связано с тем, что реальность, так же, как и отдельный индивид, может носить негармоничный характер. Например, добровольное приспособление к условиям авторитарного режима, разделение его ценностей и выбор соответствующего поведения нельзя рассматривать как признаки гармоничности человека.
В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов: делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое, на базе гиперспособностей.
С нашей точки зрения, девиантным поведением следует считать любое по степени выраженности, направленности или мотивам поведение, отклоняющееся от критериев той или иной общественной нормы. При этом критерии обусловливаются нормами следования правовым указаниям и регламентациям (нормы законопослушания), моральным и нравственно-этическим предписаниям (т. н. общечеловеческим ценностям), этикету и стилю. Одни нормы имеют абсолютные и однозначные критерии, расписанные в законах и указах, другие — относительные, передающиеся из уст в уста, транслирующиеся в виде традиций, верований или семейных, профессиональных и общественных регламентации.