Екатерина Савина
Возвращение Кая
М.:Адрус, 2006. - с. 208, илл.
ISBN 7-654-43576-8
Издательство «Адрус»
Поддерживающая реабилитация при лечении алкоголизма и наркомании.
Завершение первого этапа выздоровления: обретение устойчивой трезвости, принятие своего бессилия перед зависимостью, обращение за помощью и принятие ее в свою жизнь — недостаточны для стабильного выздоровления. Во-первых, решение обратиться за помощью принято и начало осуществляться, но решение — это еще не результат. От решения работать деньги в кармане не появляются, надо еще потрудиться. Дело в том, что когда наш выздоравливающий алкоголик или наркоман соберется осуществить свое решение, у него ничего не получится. Например, в нашем примере с Пашей, который хотел видеться с сыном, было найдено предварительное решение выздоравливать и довериться Богу, что как только это будет хорошо для него с сыном, Ног найдет для них способ видеться. Но прошло два дня, и решение рухнуло. «Хочется же, разве не понятно? И почему я должен ждать? Я имею право! А теща, она же никаких прав не имеет, она вообще всю жизнь мне исковеркала...» — и далее «со всеми остановками» на том, что Паше мешает все-таки осуществить свой Третий шаг в этой истории. Мешает осуждение других, а свои недостатки преуменьшаются; мешает раздутое самолюбие «имеющего право», но не имеющего обязанностей и ответственности человека; мешает простой эгоизм: «хочу, и чтобы было немедленно». Характер Паши, замученный наркоманией, выработанный для того, чтобы употреблять наркотики, никуда не делся от его решения! Вся жизнь была подстроена под задавленную совесть, отстаивание того, что хочется, гордость перед другими и нечестность с самим собой. Он не просто забыл, что он сыну может нанести ущерб собой сейчас — он вытеснил это из памяти, потому что это мешает осуществлению его желания. Если я стану напоминать ему то, что он попробовал забыть, увещевать его, взывая к совести — мы не договоримся, мы не встретимся с ним в диалоге. Мне надо пойти гуда, где он сейчас: хочу сына! Это ведь хорошее желание, его можно поддержать! Но если Паша будет только стоять на этом, его желание не осуществится. Можно показать, что Третий шаг — выздоровление и доверие Богу, а значит, доверие во всем, и в том, что есть божья воля в отношении Паши: давай поговорим о всех этих чертах характера, они же не Божьи? Тебе нравится, когда другие люди так гебя ведут? Разве ты можешь частично согласиться с Богом, а в остальном жить так же как раньше? Итак, Пашин характер не дает ему осуществить им задуманное, очень желанное — и отсюда вытекает Четвертый шаг: «Глубоко и бесстрашно исследовали себя и гною жизнь с нравственной точки зрения».
В последовательности шагов есть глубокая логика, и не удается жить только по первым трем — во всяком случае жить так, как ты действительно хочешь. Пашин пример показывает это с наглядностью, но у каждого из нас есть множество подобных иллюстраций необходимости продолжения работы по шагам. Работе по всем двенадцати шагам посвящена вторая книжка этой серии, поэтому я остановлюсь только очень кратко на том, что предстоит далее.
Переходя к Четвертому шагу, человек берется за серьезную работу: он достает отдельную тетрадь и начинает писать большое исследование своего характера и к чему это привело в его жизни. Для ;>того есть разные методические материалы, удачные и не очень, помогающие человеку разобраться в себе. Очень важно, чтобы это не было легким перечислением, «списком», всех известных грехов «С примерами. Другая тяжелая ошибка, которую, к сожалению, часто допускают, сводится к смакованию, подробнейшему перечислению всех гадостей, совершенных в жизни, так что вместо покаяния происходит упражнение в мазохизме или даже возвращение в помыслах к прежним грехам. В нравственном исследовании себя требуется сделать следующее:
Во-первых, нужно выяснить, что хорошего во мне, и как это проявляется. Это делается, конечно, не для того, чтобы уравновесить недостатки. Это абсолютно необходимое условие последующего рассмотрения «негатива», и вот почему. Мне нужно убедиться в том, что я хороший человек, а я в этом совершенно не уверена. Слишком многие люди, и я сама беспощадно обвиняли меня в жизни — и слишком мало и неискренне хвалили. Пришло время, наконец, понять, что же во мне хорошего. Потому что если я в основе хороший человек, можно очищать себя от грязи, которая на меня налипла. Есть смысл стараться. Если же я вся — грязь, то не на что надеяться, и работа покаяния бессмысленна. У митрополита Сурожского Антония есть очень глубокое сравнение кающегося человека с иконой, поврежденной и даже частично утратившей красочный слой, но все же иконой. А потому невозможно выкинуть ее, надо расчищать осторожно, не вредя самой иконе, освобождая ее от наслоений, плача над ней, поруганной и замученной, и когда доберемся до утраченных фрагментов, по уже найденному, расчищенному можно будет дописывать утраченное. Поэтому в покаянии человеку совершенно необходимо начать с хорошего. Совершенно понятно, что гордиться тут нечем: у нас всех были учителя, и тут замечательный повод вспомнить о них с благодарностью. И еще есть один аспект: то хорошее, что было в тебе заложено этими людьми, или как-то ты, может быть, нашел сам — что ты с ним сделал? Вырастил и собрал плоды — или заглушил и затоптал? А живо ли оно еще? Тут много непростых вопросов к самому себе.
Второй вопрос: что плохого во мне, почему я думаю, что это плохо и как оно мне и другим мешает? Можно пойти рассмотрением обычного списка грехов, взятого в книжечках «в помощь кающимся» или методичках по написанию Четвертого шага. Но в каждом случае нужно понять, почему это важно для меня?
Текст этого исследования никто не должен видеть и никому его не следует читать. Это одно из самых интимных дел в жизни человека, и другим там нечего делать. Пишут подробно и примеры, наконец-то выпуская на свет всю ту грязь, которую десятилетиями старались «затолкать под диван», а она частично не помещалась, и с ней приходилось просто жить явно, другая же норовила вылезти в самый неподходящий момент. Четвертый шаг так образно и называют: «уборка в своем доме».
По завершении этой работы, ее нужно преобразовать так, чтобы разглядеть за множеством примеров и событий некие закономерности. Поняв их (и, возможно, тоже как-то написав все это), человек ищет другого человека, которому бы эти закономерности было можно рассказать и услышать обратную связь.
Пятый шаг звучит так: «Признали перед Богом, собой и другим человеком истинную природу наших заблуждений». Важные моменты: не требуется «душевного стриптиза* с рассказом всех подробностей наших «подвигов», требуется рассказать природу с моих недостатков, возможно, иллюстрируя их, но не вдаваясь в подробности. Например, нет смысла вспоминать все, или даже самые ужасные, примеры своей лжи. Но стоит поговорить о лживости, как явлении в моей жизни: зачем она мне, что она во мне кормит, как она меня мучает последствиями. Кроме того, речь идет именно о заблуждении, о промахе, но не о порочности или уродстве. Заблудившись в лесу, можно из него выйти, ошибки можно исправлять. Для выполнения Пятого шага человек выбирает того, кому он будет рассказывать о природе своих ошибок, по определенным рекомендациям с целью не нанести никому вреда. Если же тот человек тебя примет такого, как ты есть, с твоими недостатками, а не маской благополучия, то возникает совсем другая жизнь.
Это работа покаяния. Покаяние состоит вовсе не в том, чтобы поплакать о том, что ты сделал не так. Покаяние — это серьезная работа, состоящая в следующем:
Осознание того, что мой поступок — плохой. Именно конкретный поступок, за который стыдно. И именно негативная оценка, без «а с другой стороны...»
Я не хочу так больше поступать. Несмотря на трудности иного решения, я отказываюсь от повторения таких поступков. Более того, я не хочу, чтобы моя дальнейшая жизнь исходила как из пункта отправления поезда из этого поступка. Я согласна принять его последствия (например, просить прощения, терпеть возмущение других без ответной атаки), но не согласна быть «лжецом», «подлецом», «блудной» и пр.
У меня ничего не получается. Потому что я пробовала много раз, и почему-то вновь возвращалась к прежнему способу вести себя (бессилие и неуправляемость — помните?).
Помоги, Господи! Я сама не могу, но я уже научилась, что если просить то, что воле Твоей — Ты даешь. Вот, прошу: помоги, не справляюсь!
Я тоже буду стараться, и для этого я буду делать так... Как говорят: на Бога надейся, а сам не плошай. Требуется совместная работа с Богом, чтобы моя жизнь изменилась.
Работа покаяния начинается в Четвертом шаге, продолжается в Пятом и переходит в Шестой, формула которого звучит так: «Мы стали внутренне готовы к тому, чтобы Бог устранил все эти дефекты характера». Недостаточно убрать грязь, надо еще научиться жить чисто. Если уйдет моя лживость, как я буду удерживать самооценку (а раньше я привирала, чтобы казаться лучше)? Как я буду разговаривать с родственниками, если уйдет гневливость, а по-другому они меня не слышат, привыкли? Если уйдет (помоги, Господи!), мой эгоизм, не останусь ли я ни с чем, раздав все людям вокруг? Шестой шаг продолжает работу по мотивации избавления от недостатков, но и ищет «позитив»: о чем просить? Это не всегда очевидно. Например, уберет Господь у меня привычку поучать других людей. А как тогда лекции читать пациентам? Где разница между «поучениями» и «любезно и твердо высказанной точкой зрения» — на практике ох, как непросто это увидеть...
Затем идет Седьмой шаг: «Смиренно просили Его исправить наши изъяны». Тут очень важно, что сохраняется логика «шагов»: мы не сами кидаемся «исправляться», как только поняли, что нужно сделать, а просим Бога, как мы Его понимаем, сделать эту работу — опять вместе с нами. При этом у нас есть мир в душе: ведь «смиренно» не значит «униженно», а значит «с миром», в согласии и без внутренней борьбы — она уже прошла в предыдущих шагах. Еще не прошла? Вернитесь к предыдущим шагам и доделайте их, а потом опять к Седьмому. Это долгая практическая работа. Рискуя разочаровать вас, должна все же поделиться одним очень важным соображением. Вот, скажем, прошу я избавить меня от обидчивости. Все пункты покаяния мной пройдены, и не только в уме, но в сердце, я всей душой чувствую: не хочу, помоги, избави! Что придет на место обидчивости? Наверное, способность видеть человека целиком, с его достоинствами одновременно, и с тем плохим, что он мне сделал. Способность не красить человека только черной краской поможет мне снизить страх того, что он опять меня заденет, как тогда. Он не так уж плох, а от его недостатка я могу и поберечься, не провоцируя его: кстати, чем? Что во мне его так возмущает? Значит, видеть еще и свои конкретные изъяны в общении с ним... Такое, или примерно такое рассуждение может быть сделано в Шестом Шаге, и принято в спою душу как точно верное, «мое». А теперь, с наступлением работы по Седьмому шагу, нужно ждать, что Господь будет посылать мне обидчиков, чтобы я могла научиться этому всему на практике. Л как же мне иначе избавиться от обид? Не может же Бог посадить меня в абсолютный «душевный парник», чтобы на меня никто и не дышал, и тогда я не буду обижаться? Нет, конечно, Он будет учить меня именно на тех же людях и ситуациях. Это тоже ответ на известный вопрос: следует ли алкоголика и наркомана, если они выздоравливают, беречь от трудностей. Нет, не следует, не мешайте ему выздоравливать с Богом в реальной жизни.
Восьмой и Девятый шаги касаются наших отношений с другими людьми в свете наших прежних недостатков: «Составили список всех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними» и «Прямо возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому». Это практическая реализация достижений 4-7 шагов в проекции на отношения с миром вокруг. Кроме того, это «расчистка завалов» в отношениях с людьми, которые пострадали от нашей зависимости. Выполняется обязательно в контакте со спонсором и имеет характер не просто «возвращения долгов»: «теперь я тебе ничего не должен, уф, наконец-то», а восстановления отношений с ближним и дальним окружением. Это очень важные шаги Программы, помогающие научиться жить не только в компании других выздоравливающих наркоманов и алкоголиков, но и с «независимым» миром.
Они не прожили нашей жизни, и многие вещи им не понятны. Нам чадо научиться жить мирно вместе, не подстраивая весь мир под свое выздоровление. В первую очередь, это касается своей семьи. Она пострадала сильнее всего (посмотрите главу о созависимости), н нередко нуждается в нашей помощи, чтобы хорошо выздоравливать. Близких простить труднее всего, они чаще всего «трутся» о нас своими «острыми углами». Но и знаем, и любим их мы больше.... Итак, начиная с семьи, продолжаем делать 8-9 шаги в отношении всех, о ком нам подсказывает совесть. Любимый вопрос наркоманов такой: «Я украл у своей мамы 20.000 $. Ты правда думаешь, что я могу их вернуть?!». Ответ простой: «Конечно, сейчас не можешь. Может быть, они ей не так и нужны, а нужно две вещи точно: во-первых, надежность и безопасность сегодня — ты можешь ей звонить каждый день и рассказывать о себе, даже если не хочется, чтобы она знала, что все хорошо? Смиренно и ласково?
" Direct amends - это значит «прямое возмещение», а не «личное возмещение», но смысл, вкладываемый в это слово, мне кажется, не пострадал.
Можешь ты это делать каждый день до ее смерти и помогать ей деньгами, сколько будет в твоих силах? А второе, что точно ей нужно — молитва твоя о ней. Можешь ты просить Бога о ней каждый день? Но всю жизнь? Такой маленький подвиг: несколько сердечных слов — но каждый день и всю жизнь, сколько ты проживешь? Знаешь, это гораздо больше 20 000 ...». В ответ обычно тихое понимание. Оказывается, возмещение ущерба может быть и непрямым. Но гораздо более важным для обоих.
Следующий шаг, Десятый, в традиционном переводе звучит так: «Продолжали самоанализ, и когда допускали ошибки, сразу признавали это». Здесь, к сожалению, упущен важнейший момент: в оригинале звучит moral inventory, т.е. те же слова, что в Четвертом шаге. Оказывается, мы не просто проводим «анализ чувств», как это делают некоторые психологи, не пишем бесконечный дневник типа бортового журнала на корабле: «10.00 — вошли в пролив, 12.00— каша на камбузе». Оказывается, мы продолжаем то, что делали в Четвертом — а значит, и в последующих шагах — рассмотрение себя с нравственной точки зрения, но на уровне сегодняшнего дня. Каждый день мы в конце дня, или в течение дня все время смотрим: куда идет процесс нашего выздоровления? И когда видим, что ошиблись, не оправдываем себя обстоятельствами, а признаем это без оговорок. Значит, опять вылез наш недостаток, опять с ним надо поработать, вернувшись к тому, что мы делали в предыдущих шагах. Это означает хорошую точную рефлексию на уровне сегодняшнего дня, и тогда моя болезнь не сможет меня обмануть и увести в сторону, в срыв — мы рассмотрим срывной процесс чуть ниже. Некая акция наших предыдущих шагов становится для нас процессом — нормальным способом жить. Это не означает, что мы станем безгрешными — к сожалению, это нам не грозит. Но мы научимся, например, сорвавшись в гнев, сразу прервать эту ошибку, увидев ее, и восстановить отношения с человеком сразу — прежде, чем обида и гнев пустили злые корни в нашу жизнь.
Есть известный пример этого процесса, замечательно описанный А. де Сент-Экзюпери в «Маленьком принце». На очень маленькой планете жил принц, который был хозяином планеты. Каждое утро он обходил свою планету вокруг и смотрел, какие семена прилетели на нее из космоса. Семена обычных растений он оставлял расти, и даже удивлялся и радовался им. Но если это были семена баобабов, их надо было обязательно выполоть, пока они еще маленькие. Дело в том, что у баобаба огромные корни, и если он прорастет, может быть беда. Знавал принц одну планету: два баобаба разорвали ее пополам... Поэтому как только понятно, что это баобаб, надо сразу выпалывать, хотя сверху он и кажется совсем нестрашным. Зато там, в земле, огромные корни! Если еще непонятно, надо понаблюдать, но медлить нельзя.
Десятый шаг отрабатывается как автоматический навык критического рассмотрения своих поступков с нравственной точки зрения. Хорошо бы, чтобы анализ своих поступков шел непрерывно, поэтому здесь нужна непрекращающаяся ежедневная практика. Это становится естественным делом, как умывание, еда, перемена одежды и пр. Это действительно ежедневное «умывание» своей души.
Одиннадцатый шаг, наверное, самый сложный: «Путем молитвы и размышления мы стремились улучшить осознанный контакт с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого». Здесь мы впервые сталкиваемся с конфессиональными корнями Программы «12 шагов». Имея своим предшественником евангельское движение «Оксфордских групп», она формировалась в протестантской среде епископальной церкви и иных деноминаций Америки 30-40 годов. Сведя Церковь к человеческой только общности верующих людей, протестантизм стремится к построению религиозной связи каждого человека и Бога, и именно эта связь в соответствии с богословием протестантов и спасает человека. Отсюда в формуле шага стремление к личному «осознанному контакту», как условию спасения верующего. Православная Церковь, сохраняя себя как не только человеческую, но и Богом освященную и наполненную Святым Духом общность право - (правильно) славных (верующих) людей, недостаточность личного контакта каждого человека с Богом восполняет благодатной помощью, подаваемой в Церкви. Но, как мы помним, Программа старается избегать религиозных противоречий и объединяет всех людей, которые страдают от зависимости и честно хотят от нее избавиться. Поэтому, осознавая недостаточность «осознанного контакта» и избегая во что бы то ни стало всяких «мистических экспериментов» по «слушанию воли Божьей», мы тем не менее стремимся к тому, чтобы понимать, что же все-таки стоит сейчас задачей перед нами, «куда ж нам плыть».
Путь для этого — молитва и размышление, т.е. разговор с Богом и размышление о Нем, молитва и богомыслие, как говорят православные. Это довольно новая практика для наших наркоманов и алкоголиков, которые нечасто давали себе труд молиться — а может, и просто стеснялись обращаться к Богу. Начало работы но Программе не требовало явно от них молитвы, но о ней говорили в кругу и на группах, которые заканчивались известной молитвой о душевном покое:
- Боже, дай мне разум и душевный покой Принять то, что я не в силах изменить.
- Мужество изменить то, что могу,
- И мудрость отличить одно от другого.
Все слова тут были понятны и актуальны, смущало только первое слово: обращение «Боже». Но (вслед за Блезом Паскалем, сами не зная того) наши наркоманы и алкоголики подумали: «если Его нет — я ничего не теряю, если молюсь или не молюсь. Если Он есть, а я не молюсь — я теряю все». Постепенно общность молящихся людей сделала свое дело: человек стал задумываться, а может ли он как-то сам молиться Богу? Ко мне регулярно приходят мои пациенты с просьбой написать какие-нибудь молитвы и получали в руки молитвослов с напутствием не усердствовать чрезмерно (бросит все потом), а потихоньку почитывать, разбираться, и что стукнуло в сердце — пробовать читать вслух, обращаясь к Богу. Получается пробовать, и молитвы «своими словами» тоже никем никогда не запрещались. Сердцем говорит человек с Богом — и слава Ему.
Результат всего долгого процесса таков: многие наши ребятки давно ходят в храм, некрещеные крестились и крестят своих деток, да и усердно молятся. Другие никуда не ходят опасливо, но молятся как-то сами — и слава Богу. Тут лишь бы удержаться и не встать в ленинскую позу, вытянутой рукой указывая всем правильное направление. Спросят — скажем, как мы сами это делаем: от православного человека не требуется кричать на перекрестках, надо жить хорошо, и люди сами тебя спросят, как это у тебя получается... В этом-то и проблема, как бы жить по-христиански. Я верю не только в Бога, что Он есть, но и в то, что Он в силах как-нибудь без меня привести людей к Себе. Позовет меня — буду помогать, назначит это другим — не надо мне вмешиваться и торопить события. Веру еще надо выносить и родить, и у каждого она приходит в свой срок.
Еще одна тема Одиннадцатого шага — это тема смерти. Наркоман или алкоголик, несмотря на свой часто юный возраст, знаком со смертью лично. Умирали друзья и знакомые, нередко на глазах. Как ни вытесняй, понятно, что-то же ждет и меня, и скоро. В выздоровлении тема смерти отодвинулась, плавно перейдя в смысл жизни. Есть много шуток про вопросы смысла жизни, но он не так сложен, как кажется, и выздоравливающий человек понимает это очень лично и буквально. Во-первых, человек принял: Бог есть, и как-то я Его понимаю. Тогда значит, нет смерти в том смысле, что «после меня лопух вырастет — и все». После физической смерти что-то продолжает происходить с моей душой, душа бессмертна. Тогда понятно, что мы работаем на вечность в своих поисках добра и вечность же рушим до мук богооставленности, когда творим зло. Этими словами никто не говорит, но одна девочка-наркоман сказала: «Вечные муки - это очень просто. Умру, тела нет—наркотик не употребишь, не отключишь сознание, а все-все будешь помнить, и будет депрессия и боль вечно... не дай Бог». Этой девочке уже не нужно ничего говорить про наркоманские мифы о «золотой дозе» наркомана-самоубийцы. Она сама все поняла... Еще есть опыт жестокой жизни с действующими наркоманами, жизни по «волчьим» законам, когда нет друзей, если мало «вещества», — и опыт выздоравливающей жизни, когда девушка тоненькая смеется радостно и счастливо как лютик, забыв о том, что было месяц назад. К чему себя подготовишь к этой жизни, с тем «туда» и уйдешь.... Совсем не хочется оказаться гам, где Бога нет. Кто-то из них не верит в дьявола, кто-то опытно знает его страшное влияние на себя. Со всем этим приходится иметь дело в выздоровлении, и это очень важные вопросы.
Смысл жизни связан еще с одним существенным моментом. Почему-то думают, что смыслом жизни мы будем заниматься как-нибудь потом, когда повзрослеем и поумнеем (и станем посвободнее, а го сейчас некогда). Между тем смысл моей жизни осуществляется сегодня и состоит в том, на что я свою жизнь трачу. В сутках все таки 24 часа, и дней не так уж много. Именно сейчас то, на что я трачу эти часы и дни и составляет, как ни грустно, смысл моей жизни. Очень интересные и жутковатые результаты этих наблюдений помогают мне выбирать, что делать сейчас. Это тоже связано с волей Бога про меня и дарованием сил для исполнения ее, не так ли?
Двенадцатый шаг звучит так: «Достигнув духовного пробуждения в результате этих шагов, мы старались нести эту весть другим алкоголикам (наркоманам), и применять эти принципы во всех наших делах». Тут нам надо вспомнить, что выздоровление вновь пришедшего алкоголика или наркомана началось с того, что участники группы — малого круга, или АА, или ПА — говорили ему о своем опыте выздоровления, как они прямо сейчас его понимают в других переводах «донести смысл наших идей», но в оригинале carry this message, что скорее означает весть о выздоровлении, чем некую идеологию, поэтому «эту весть» кажется мне более точным.
Напоминаю, что в соответствии с традициями АА и НА, я не говорю от имени этих сообществ, а выражаю только мою личную точку зрения на эти вопросы.
Что касается деталей перевода, то без сомнения, в целом переводы текста шагов достаточно точны в традиционном варианте, и по ним выздоравливали огромное количество людей. Может быть, поэтому хотя бы их можно и не менять... И все же мне кажутся приведенные оттенки смысла интересными, потому я и поделилась ими с читателями.
мают. Они старались не давать советов и вообще не говорить о других, предметом их высказываний было то, что происходило с ними в выздоровлении вообще и прямо сейчас. Без этого весь описанный путь не мог бы состояться. Но кроме очевидной пользы, которая была новичку от этой откровенности остальных, польза была и им самим. Может быть, вы знаете, что лучший способ понять, как решается математическая задачка — это объяснить задачку кому-то еще. По мере того, как мы в муках рождаем словесные формулы нашего выздоровления, оно начинает обретать плоть и становиться видимым нам самим. Объясняя какой-то вроде бы ясный нам пункт выздоровления новичку, мы наконец понимаем то, что нам и не приходило в голову до начала разговора. Появляется активность нашей позиции, поиски слов, а у слова есть огромный смысл в культуре и жизни человека вообще. Словом творился мир, имя, слово является завершением смысла вещи или явления. Вот и мы, в меру своего духовного пробуждения пытаемся искать слова.
Духовное пробуждение — это, конечно же, появление духовного измерения жизни, оперирующего словами — смыслами: «бессилие», «помощь», «Бог, как я Его понимаю», «покаяние», «нравственная оценка». Впечатление действительно такое, будто раньше жизнь была, но какая-то плоская, двумерная, широкая и длинная только, а теперь стала объемная — высокая. Конечно, она может быть и узкая, и короткая, и низенькая когда-то, но раз я вижу, что мне не хватает высоты, можно искать ее, смотреть вверх, а не только на плоскость у себя под ногами. Вот и живем мы теперь в этой объемной жизни, не сводя ее только к житейским измерениям. Мы бы и не добрались до этого, если бы не наша зависимость, освобождение от которой стало возможным только на духовных путях. Кстати, есть до смешного простая математическая аналогия. Две прямые под углом друг к другу на плоскости непременно пересекутся. А не хочется...все искрит, горит! Но как ни старались — пересекаются все равно. Прямо бессилие какое-то... Тогда посмотрели вверх и сообразили: если жить не только на плоскости, то, может, что и получится... Подняли одну прямую повыше вверх, и смотрим — не пересекаются, ну совсем никогда, скрещивающиеся прямые! Ни искорки... А угол-то остался как был!
Понятно, что работа по всем этим шагам занимает долгое время, а поддерживать себя в них, «чтобы не искрило», надо вообще всю жизнь. Поддерживающая реабилитация ограничена, как правило, годом выздоровления. Во-первых, это достаточно долгий срок, чтобы сделать основную работу по выздоровлению. Во-вторых, девять месяцев поддержки позволяют «прорастить» навыки и намерения, полученные в «парниковых условиях» базового курса, в живую трудную жизнь. В-третьих, есть полумистические точки в сроках выздоровления: не очень понятно, почему именно, но именно в сроки 1,2,3,6,9,12 месяцев выздоровления (у наркоманов еще 18 месяцев) и далее ежегодно наваливается тяга и наступают трудные времена. Это прослеживается не у всех, и не точно в срок, но закономерность без сомнения есть, и не только у тех людей, которые в нее верят. Вероятно, это какие-то физиологические ритмы с не очень понятным механизмом. Хорошо поэтому пережить эти частые «трепки» первого года в поддерживающем режиме. И, наконец, год — это недостаточно, чтобы привязать к центру человека, сделав его зависимым от помощи конкретных людей. Впрочем, у всех эти сроки разные, и лучше определять его «по месту», по целесообразности.
За время поддерживающей реабилитации обычно успевают проработать с Четвертого по Седьмой шаги. Если этого не произошло, то работа по ним все равно должна продолжаться, но только в условиях работы со спонсором в сообществе АА или НА. У каждого своя скорость, и не стоит форсировать события. В то же время, если пациент остался с тремя шагами на всю жизнь, может быть, его жизнь и будет трезвой, но вряд ли легкой и счастливой. Бывает гак, что начав выздоравливать в АА или НА и сделав определенную работу по шагам, человек идет каким-то иным путем, скажем, церковным, или еще как-то.... Может быть, у него и получится. Но зато точно известно, что если он будет продолжать работать по шагам — у него получится. Как говорится в книге Анонимные Алкоголики: «Мы редко встречали человека, который бы строго следовал этим принципам и потерпел неудачу».
Поэтому стоит пробовать, даже если получается не сразу. Что ж, люди ошибаются, и теперь пришло время поговорит о срыве.